Профориентирование

Морская профессия

Род трудовой деятельности, связанный с выполнением служебных обязанностей на судах (кораблях) военного, транспортного, промыслового, гражданского и др. флотов. Морская профессия объединяет ряд специальностей, необходимых для использования судов по назначению (штурманы, механики, радисты, гарпунеры и т. д.). Людей, избравших морскую профессию, называют моряками.

Предполагают, что профессия моряка существует более 9000 лет. Еще древнегреческий философ Аристотель (384 322 гг. до н. э.) разделял людей, занимающихся морским делом, на военных моряков, купцов, перевозчиков и рыбаков. Трудности морской службы – длительный отрыв от сложные гидрометеорологические и климатические условия, физическая и психологическая нагрузка при несении вахт и проведении авральных работ – требуют высокой профессиональной подготовки моряков, выработки определенный навыков, необходимых для выполнения обязанностей на судне.

Морские профессии

Адмирал

Адмирал

Матрос

Матрос

Боцман

Боцман

Кок

Кок

Адмирал Адмирал

Адмирал — звание начальствующего флотом. В России это звание делится на 4 чина:

Генерал-адмирал, адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал. Во время пребывания в плавании адмирал имеет флаг на грот-мачте, вице-адмирал на фок-мачте и контр-адмирал на бизань-мачте.

Матрос Матрос

Матрос — чин, младшее воинское звание в военно-морском флоте Вооруженных Сил.

Боцман Боцман

Боцман – старший из палубной команды судна и воинское звание в войсках Германии, в Российской Империи и революционной России до отмены старых воинских званий в 1918 году

Кок Кок

Кок – это повар на корабле. Коку на военном корабле присваивается штатное воинское звание – матрос или старший матрос.

Морские учебные заведения

ФГБОУ ВО Сибирский государственный университет водного транспорта

Пятнадцатого мая 1951 года приказом министра речного флота РСФСР в Новосибирске был образован Институт инженеров водного транспорта. Тогда, более 50 лет назад, в институте было три факультета и около 350 студентов. Вуз располагал девятью аудиториями, вмещавшими всего по 25 человек каждая. А для лабораторий и учебных мастерских использовались первый этаж и подвал жилого дома.

ФГБОУ ВО Сибирский государственный университет водного транспорта

ФГБОУ ВО Сибирский государственный университет водного транспорта

Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова

Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова является крупнейшим учебным заведением водного транспорта и единственным высшим учебным заведением на Юге России, выпускающим морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов. ГМУ известный вуз отрасли водного транспорта.

Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова

Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова

Волжский государственный университет водного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования системы Федерального агентства морского и речного транспорта, крупнейшее в Волго-Вятском регионе отраслевое образовательное учреждение, в состав которого входят: четыре филиала, пять средних специальных учебных заведений, центр обучения, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов водного транспорта, комплекс судовых тренажеров, сектор научных исследований.

Волжский государственный университет водного транспорта

Волжский государственный университет водного транспорта

Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского

МГУ им. адм. Г. И. Невельского готовит специалистов всех профилей, необходимых морской транспортной системе, по естественно-научному, гуманитарному, техническому и морскому конвенционному направлениям. Университет является не только первым в России Морским государственным университетом, одним из ведущих вузов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и авторитетным научно-методическим центром морского образования

Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского

Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского

Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова

В настоящее время университет представляет собой отраслевой вертикально интегрированный научно-образовательный комплекс, в котором обучение студентов и курсантов ведется по направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специальностям эксплуатационного, технического, информационного, экономического и гуманитарного профилей в рамках двенадцати укрупненных групп специальностей (УГС).

Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова

Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова

ФГБОУ ВО Сибирский государственный университет водного транспорта
Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
Волжский государственный университет водного транспорта
Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского
Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова

Морские учебные заведения

Санкт-Петербуг

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Владивосток

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Москва

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Москва

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Владивосток

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Санкт-Петербуг

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Санкт-Петербуг

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Владивосток

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Москва

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Новосибирск

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Санкт-Петербург

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Новосибирск

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Москва

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Владивосток

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Подробнее

Морские династии

Для любого предприятия трудовые династии — бесценное богатство и надёжная опора. Именно они придают ФГУП «Росморпорт» стабильность и силу корпоративного духа.

Анциферовы
Георгиевы-Фисюренко
Кешишян
Колтуновы
Чертковы-Сахошкины-Меленины
Торн
Стетюхи
Скуратовы-Кирилаш-Малышевы
Наддачины-Шкурко
Огаревы-Шишмарины

Морские династии

Для любого предприятия трудовые династии — бесценное богатство и надёжная опора. Именно они придают ФГУП «Росморпорт» стабильность и силу корпоративного духа.

Анциферовы
Георгиевы-Фисюренко
Кешишян
Колтуновы
Чертковы-Сахошкины-Меленины
Торн
Стетюхи
Скуратовы-Кирилаш-Малышевы
Наддачины-Шкурко
Огаревы-Шишмарины

Трудовая династия Анциферовых

Анциферов Юрий Валентинович - моторист-матрос лоцмейстерского судна «Вавчуга» Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт».

Родился в Архангельске 30 июня 1961 года. Его трудовая деятельность началась в 1979 году и неразрывно связана с морем. После окончания Архангельского ТУ № 8 получил квалификацию судовой моторист МФ 1 класса, слесарь-судоремонтник 2 разряда. Поступил на работу в Архангельский морской торговый порт. После службы в ВМФ продолжил работать в морском порту г. Архангельска.

В 1994 году перешел в Морскую администрацию порта Архангельск, а далее – в Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт». В настоящее время работает мотористом 1 класса-матросом 1 класса л/с «Вавчуга».

За время работы многократно отмечался за профессионализм, надёжную и добросовестную работу, о чём свидетельствуют многочисленные благодарности и грамоты.

В Архангельском филиале ФГУП «Росморпорт» Юрий Валентинович пользуется заслуженным авторитетом. Большой опыт работы, знание специфики работы позволяют Анциферову Юрию Валентиновичу передавать накопленный профессиональный опыт молодым, в том числе своему сыну, продолжившему флотские традиции.

Анциферов Ярослав Юрьевич - сменный помощник капитана – сменный механик рабочего катера «Сполохи» Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт».

Родился 22 октября 1985 года в Архангельске.

После окончания Архангельского морского профессионального лицея № 9 г. Архангельска по специальности слесарь судоремонтник в 2002 году поступил в Архангельское мореходное училище им. Капитана В.И. Воронина на обучение по специальности техник-судомеханик.

По окончании учебы отработал в «Экотек-Бункере» механиком и в 2007 году был принят в Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» на суда филиала мотористом 1 класса - матросом 1 класса.

В 2017 году закончил Архангельское мореходное училище им. В.И. Воронина по специальности «Судовождение». С 01 июня 2018 года работает сменным помощником капитана – сменным механиком рабочего катера «Сполохи». Своим мастерством, профессионализмом, трудовыми, да и жизненными успехами он во многом обязан своему отцу Юрию Валентиновичу. Семья Анциферовых так характеризует свою династию: «Крепость семейных традиций гарантирует прочную жизненную основу. Ведь династия может возникнуть лишь в том случае, если, глядя на отцов и дедов, появляется желание получить эту же профессию, овладеть ею в совершенстве.

Каждый человек должен интересоваться историей своей семьи, должен чувствовать свою связь с предками, должен знать, что является потомком честных, достойных, трудолюбивых людей. Тогда у него появится опора в жизни: он не будет чувствовать себя одиноким».

Трудовая династия Георгиевых-Фисюренко

Георгиев Александр Вилевич – лоцман 1-ой категории Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт»

Родился в 1959 году в Мурманске. После окончания школы в 1974 году поступил на судоводительский факультет Мурманского мореходного училища им. Месяцева И.И.

В 1978 году, получив рабочий диплом, устроился на работу в управление Севрыбхолодфлота. В период с 1983 по 1986 год учился в Мурманском высшем инженерном морском училище им. Ленинского Комсомола, после чего продолжил работу на судах Севрыбхолодфлота.

В 1993 году уволился и в должности старшего помощника капитана, трудился на балкерах и банановозах под флагами Норвегии, ФРГ, Великобритании. В 1996 году получил должность капитана.

С октября 2004 года работает в Лоцманской службе Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» на должности лоцмана 1-ой категории.

Георгиев Алексей Антонович (дед по линии отца) (1912 – 1984 гг.)

Родился в Бердянске. Начал морскую карьеру в 1926 году в должности юнги, затем работал на речных судах матросом на Дунае.

В 1932 году, окончив штурманские курсы, был направлен в Приморск.

С 1949 по 1954 годы работал на судах китобойной флотилии АЛЕУТ, после чего перешел в Мурманский траловый флот. Затем продолжил службу в Беломорской базе гослова рыбы. В 1959 перебрался в Одессу, где проработал до ухода на пенсию в 1972 году.

Георгиев Виль Алексеевич (отец) (1935 – 2003 гг.)

Родился в селе Ола, Магаданской области. С 1952 года последовательно занимал следующие должности: ученик машиниста, матрос, боцман, помощник гарпунёра на китобойце «Буран».

В 1955 году закончил Владивостокскую школу усовершенствования командного состава, затем работал штурманом на китобойце «Тайфун». В конце 1956 года переехал в Мурманск, где продолжил службу в Беломорской базе гослова рыбы. Затем последовали два года работы на промыслово-научных судах Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича. В 1965 году заочно закончил Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева.

С 1972 по 1996 год работал в должности капитана транспортных рефрижераторов типа «Сибирь» в управление Севрыбхолодфлота.

Фисюренко Дмитрий Тимофеевич (прадед по линии матери) (1882 – 1942 гг.)

Приступил к трудовой деятельности в 1903 году на барке «Паллада» в «Русском обществе пароходства и торговли» в Одессе. С августа 1941 года перевозил заводское оборудование в Ростов на судне «Одесский горсовет», которое затонуло зимой 1942 года. Погиб вместе с судном.

Никонов Сергей Фёдорович (прадед по линии матери) (1882 – неизвестно)

После окончания Архангельской мореходной школы в 1902 году служил на миноносце 218 ВМФ России. После революции дальнейшая судьба неизвестна.

Фисюренко Георгий Дмитриевич (дед по линии матери) (1912 – 1944 гг.)

Приехал в Мурманск в 1932 году по распределению в траловый флот. Прошёл путь от машиниста до старшего механика. В 1941 году добровольцем ушёл на фронт. В 1944 году пропал без вести на Малой Земле.

Трудовая династия Кешишян

Кешишян Армен Александрович – начальник отдела связи и электрорадионавигации Сочинского филиала ФГУП «Росморпорт».

Родился 9 ноября 1988 года в г. Холмске Сахалинской области.

В 2005 году окончил СОШ № 77 г. Сочи и поступил в Таганрогский Государственный Университет.

В 2009 году окончил Военно-морскую кафедру по специальности «Эксплуатация и ремонт судовых средств связи».

В 2011 году получил диплом инженера по специальности «радиотехника». В том же году устроился в судоремонтную компанию НПЦ «Донтехцентр» г. Ростова- на-Дону в должности радиотехника.

В 2012 году был принят на работу в Сочинский филиал ФГУП «Росморпорт» инженером-электроником. В 2013 году стал руководителем сектора связи. В конце 2017 года был назначен начальником отдела связи и электрорадионавигации.

Кешишян Александр Арменакович (отец), родился 28 декабря 1953 года в г. Сочи.

В 1970 году окончил 8 классов средней школы и поступил в ПТУ № 9 г. Туапсе на специальность «матрос судовой морского флота».

После службы в армии (1973-1975 гг.) был зачислен в плавсостав флота Сахалинского морского пароходства на должность матроса первого класса, параллельно учился на заочном отделении ММФ г. Холмска по специальности «судоводитель». Через год был повышен до матроса второго класса, а в 1978 году был назначен боцманом на ПКЗ «Советский Сахалин».

С 1982 по 1990 год прошел путь от четвертого помощника капитана до старпома и одновременно учился на заочном отделении в «Дальневосточном институте рыбной промышленности и хозяйства» в г. Владивостоке.

В 1991 году был назначен капитан-директором плавбазы «Антарктика».

В 1998 году, вернувшись с семьей в г. Сочи, занимал различные должности в морском порту Сочи. С 1999 года работал сюрвейером в ЗАО «Инфлот Сочи».

С 2003 года – капитан-наставник, начальник портового флота ОАО «Сочинский морской торговый порт». С 2008 года занимал должность заместителя генерального директора ООО «Олимпия-Лайн». В 2011 году работал капитаном т/х «Сочи-2» ФГУП «Росморпорт».

Трудовая династия Колтуновых

Колтунов Виктор Павлович – сменный диспетчер группы эксплуатации подъемно-переходного моста, Калининградское управление Северо-Западного бассейнового филиала.

Родился 13 февраля 1962 года в г. Балтийске Калининградской области.

В 1979 году по окончании школы поступил на судомеханический факультет Калининградского мореходного училища Министерства рыбного хозяйства. С января 1983 года работал на судах МРХ в должности механика. С 1996 года работал в должности старшего механика спасательного буксира Минобороны России. В 2000 году Президентом Российской Федерации награжден медалью «За спасение погибавших».

С июня 2006 года по настоящее время работает сменным диспетчером группы эксплуатации подъемно-переходного моста службы эксплуатации железнодорожного паромного комплекса в Балтийске. За многолетний и добросовестный труд отмечен Благодарностью директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

Колтунов Алексей Викторович (сын), 1985 г.р., также работает сменным диспетчером группы эксплуатации подъемно-переходного моста.

В 2002 году по окончании лицея № 1 в г. Балтийске пошел по стопам отца и поступил на судомеханическое отделение Калининградского морского рыбопромышленного колледжа. В процессе учебы проходил практику в должности моториста на рыбопромысловых судах и спасательном буксире.

В 2006 году поступил в Калининградский государственный технический университет на факультет судостроения и энергетики, где в 2011 году получил звание инженера по специальности «Электрооборудование судов и средств автоматики». С 2006 по 2013 год работал на разных предприятиях Калининградской области. С июля 2013 года работает в Калининградском управлении Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» в должности сменного диспетчера группы эксплуатации подъемно-переходного моста службы эксплуатации железнодорожного паромного комплекса.

рудовая династия Колтуновых вносит свой вклад в дело развития, популяризации профессий морской отрасли. Накопленный профессиональный и жизненный опыт отца и креативный подход к работе сына позволяют найти много инновационных решений в управлении сложным программным обеспечением работы автоматики и механики в целом. Это используется для оптимизации системы управления подъемно-переходным мостом. В частности, значительно сокращено время на стыковку и расстыковку моста с паромом, благодаря чему сокращено время на обработку парома, что также сказывается на экономии ресурса механизмов подъемно-переходного моста.

Трудовая династия Чертковых-Сахошкиных-Мелениных

Меленин Алексей Валерьевич, главный специалист сектора охраны труда Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

Родился в 1967 году в Ростове-на-Дону.

В 1984 году поступил в Ростовский институт сельхозмашиностроения, факультет горячая обработка металлов давлением, специальность инженер-механик.

После службы в армии (1985-1987 гг.) продолжил обучение в ВУЗе. Преддипломную практику и диплом проходил на Ростовском судоремонтном заводе «Красный Дон». Заочно окончил мореходное училище имени Г.Я. Седова, получив специальность техник – судомеханик. По окончании учебы преподавал судомеханические предметы – сопротивление материалов, металловедение, судовые вспомогательные механизмы в мореходном училище им. Г.Я. Седова.

С 1992 по 1996 год – заведующий лабораторией судовых вспомогательных механизмов. Руководил морскими и судоремонтными практиками курсантов. Член комиссии по выпускному государственному экзамену по предмету «Судовые вспомогательные механизмы». Осуществил один выпуск курсантов судомеханической специальности.

С 2010 года работает на должности главного специалиста сектора охраны труда Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

Чертков Дмитрий Тимофеевич (прадед) (неизвестно - 1941) – капитан дальнего плавания, начальник отрядов арктических экспедиций.

Учился вместе с Г.Я. Седовым в мореходных классах имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону (в последующем – Мореходное училище им. Г.Я. Седова).

С 1909 года – капитан портового парохода, ледокола «Фанагория».

В 1911 году благодаря «Фанагории» были потушены два крупных пожара. Один из них произошел в апреле, когда загорелись постройки на углу Богатяновского спуска и Нижне-Бульварной улицы. Насосная станция Богатого колодца не могла обеспечить наполнение пожарных бочек и только подоспевшая «Фанагория» помогла справиться с огнем. С парохода была брошена широкая труба, через которую мощная струя воды залила пожар. Чуть позже, в этом же году пожар охватил кожевенный завод братьев Карш на Нахичеванском береге напротив 9-й линии. К тушению были привлечены ростовская крепостная пожарная часть, Нахичеванская пожарная команда, паровая машина, два паровоза и пароход-ледокол «Фанагория». Спустя 6 часов общими усилиями удалось потушить пылающий завод.

В 1912 г. в качестве рулевого участвовал в экспедиции Г.Я.Седова на парусно-паровой шхуне «Святой великомученик Фока» к северному полюсу, после чего остался работать на севере.

В 1915-1921 гг. – капитан ледоколов «Владимир Русанов» и «Степан Макаров».

В 1921-1939 гг. – капитан ледокола-парохода «Малыгин» начальник отрядов арктических экспедиций.

В 1921 вышел в первый экспедиционный рейс с научными сотрудники только что созданного Плавморнина для проведения различного рода наблюдений в Баренцевом и Карском морях.

В 1928 году участвовал в поисках экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия», был зажат льдами в районе от острова Надежды. Самолет, пилотируемый полярным летчиком М. С. Бабушкиным, вылетал на поиски, дважды садился на льды, но из-за шторма вернулся на судно. Выйдя изо льдов, продолжал обследование районов Баренцева моря восточнее Шпицбергена.

В 1930 году в честь Д.Т. Черткова назван мыс Новой Земли в Баренцевом море.

В 1931 году в бухте Тихая на острове Гукера (Земля Франца-Иосифа) состоялась встреча с дирижаблем Граф Цеппелин. В момент встречи с дирижаблем на ледоколе присутствовал Умберто Нобиле.

В 1939 по наговору репрессирован не был, но был лишен званий и должностей. Вернулся в г. Ростов-на-Дону, где принял командование переведенного на юг ледокола «Семен Макаров».

17 ноября 1941 года ледокол под командованием Дмитрия Тимофеевича Черткова вышел из Туапсе по направлению к осажденному Севастополю. Предполагалось, что, кроме доставки боеприпасов и продовольствия, ледокол осуществит проводку лидера Черноморского флота крейсера «Ташкент» в главную базу Черноморского Флота. Но встреча не состоялась и крейсер вошел в базу самостоятельно. Ледокол бесследно исчез. Поиски продолжались до 26 ноября, но не дали ни каких результатов. Намного позже в Центральном военно-морском архиве была найдена радиограмма, посланная с борта ледокола: «Подорвался на мине. Тону. Вышлите катера». Так погиб Дмитрий Тимофеевич Чертков.

Сахошкин Сергей Федорович (дед) (1910–1983) капитан 2 ранга, гидрограф Азово-Черноморского бассейна. Родился в большой семье бондаря рыболовецкого завода в г. Очаков. Чтобы помочь семье, с 16 лет пошел работать с отцом бондарем.

В 1931-1933 гг. служил на Черноморском флоте. В 1933-1938 гг. окончил полный курс Ленинградского Военно-морского Краснознаменного училища им. М.В. Фрунзе по специальности – гидрограф (первый курс для рабоче-крестьянской молодежи).

После училища был направлен для прохождения дальнейшей службы на Черноморском флоте в Севастополь. Командовал гидрографическим судном «Галс». Перед самой войной был назначен начальником части гидрографического оборудования. Участвовал в обороне и освобождении Севастополя.

В ноябре 1941 года под непрерывным обстрелом немецкой артиллерии выполнял срочное задание командования по созданию крупномасштабных карт глубин и залегания грунта Сиваша. Командованию были необходимы данные о возможности прохода танков и другой боевой техники.

Выдержка из книги «Защитники Севастополя» 1949 года: «Защитники Севастополя — хорошо помнят офицеров, гидрографического района старшего лейтенанта С.Ф. Сахошкина и лейтенанта М.С. Аксенова которые на маленькой парусно-моторной шхуне почти ежедневно обходили под огнем противника свои «владения», проверяли и выставляли буи и вехи на фарватерах».

В 1942 году, когда было разрушено задние Инкерманского маяка и всех дублирующих средств навигации, для прорыва в Севастополь лидера Черноморского флота – крейсера «Ташкент» – была создана группа во главе с С.Ф. Сахошкиным с целью восстановление входных створных огней. Гидрографы немедленно развернули работу по восстановлению навигационных средств. За выполнение данной задачи С.Ф. Сахошкин был награжден орденом «Красной звезды».

Во время эвакуации из г. Севастополь, гидрографы на хлипких судах, под огнем противника выставляли временные навигационные знаки. А после осуществляли проводку подводных лодок из осажденного Севастополя.

За оборону Севастополя, С.Ф. Сахошкин получил Орден Красного Знамени.

В 1943 году участвовал в навигационно-гидрографическом обеспечении десантной операции для освобождения Новороссийска. За проведение десантных операций на Малой земле и по освобождению г. Новороссийска награжден Орденом Отечественной войны 1 степени.

В 1943-1944 гг. учавствовал в разработке планов десантных операций по освобождению городов Керчь, Ялта, Феодосия, Севастополь, Одесса.

После войны работал в Севастополе по восстановлению навигационно-гидрографических средств Азово-Черноморского бассейна.

В 1961 году был демобилизован в запас, но продолжил свою работу в качестве заведующего лаборатории метеорологии в Ростовском высшем военном командном училище (РВВКУ) им. главного маршала артиллерии М.И. Неделина.

Меленин Валерий Евгеньевич (отец) (1943–1996) – инженер конструктор, преподаватель, заведующий лабораторией.

Родился в Омске во время эвакуации Ростовских заводов (Красный Дон, Лакокрасочный завод) где работали родители.

Закончил в 1966 году Ростовский институт сельхозмашиностроения по специальности инженер- конструктор. Работал в конструкторском бюро судостроительно-судоремонтного завода «Красный Дон». Участвовал в разработке проектов строительства прогулочного судна «Москва-75», «Красное Сормово», «Волго-Дон».

С 1980 по 1996 год работал преподавателем Ростовского мореходного училища им. Г.Я. Седова. Преподавал основополагающие предметы судомехаников – теоретическая механика, черчение, автоматические системы ДВС. Назначался председателем приемной комиссии, был членом комиссии по выпускным государственным экзаменам судомеханической специальности. Провел множество морских и судоремонтных практик с курсантами. Вкладывал все силы в обучение курсантов. Осуществил выпуск 4 курсов курсантов судомеханической специальности. 

Трудовая династия Торн

Торн Андрей Сергеевич – главный инженер Усть-Лужского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», потомственный «путеец». Так в Котласском речном училище, да и практически на всех реках России называют техников водных путей, именно на тех реках, где хоть как-то проводятся изыскательские работы силами промерных партий, работы по установке и обслуживанию средств навигационного оборудования, дноуглубление и т.п.

Окончив после речного училища Волжскую государственную академию водного транспорта по специальности гидротехническое строительство, Андрей Сергеевич начал трудовую деятельность на судах и земснарядах на реках Обь, Кама и Северная-Двина в качестве техника водных путей. Гидротехническим строительством Андрей Сергеевич начал заниматься с проектной работы в ОАО «РЦПКБ «Стапель» (город Ростов-на-Дону) и с 2009 года продолжил на объектах капитального строительства во ФГУП «Росморпорт» при строительстве морского порта Усть-Луга.

Андрей Торн родился в семье «путейцев», которых в какой-то степени и соединила река и их профессия.

Торн Надежда Васильевна (мать) окончила Лимендское речное училище (сегодня это Котласское речное училище) по специальности «техник водных путей» и отработала более 17 лет в Северо-Двинском бассейновом управлении чертежником. В последующем - техником промерной партии, которая выполняла изыскания на реках Северная Двина, Сухона и Вычегда.

Торн Сергей Гербертович (отец) окончил Велико-Устюгское речное училище по специальности техник водных путей и практически всю свою жизнь посвятил работе в Северо-Двинском бассейновом управлении, ныне ФБУ «Администрация «Севводпуть».

Сергей Гербертович начал трудовую деятельность техником в промерной партии на реках Архангельской области, в последующем продолжительный период работал помощником прораба на реках Луза, Вычегда, Малая Северная Двина и Сухона. Именно в этот период он прививал сыну любовь к воде и судам, что и определило дальнейший выбор профессии. В 90-е годы Сергей Гербертович работал диспетчером.

Но интерес и приверженность Андрея Сергеевича Торна к профессии были заложены еще раньше. Родной дядя - Антропов Виталий Яковлевич, брал ещё маленького Сергея с собой на работу, которая заключалась в тех далеких 50-60 годах в тралении на специальной лодке дна реки от подводных препятствий (зачастую топляков, т.к. шёл молевой сплав леса), установке и восстановлении бакенов (деревянных буев) и ежедневном вечернем зажигании и утреннем тушении вручную всех бакенов на участке реки Северная Двина в районе Церковницких перекатов. Навигационная обстановка того времени ещё не обладала автоматическим режимом работы (роль «автоматики» выполняли люди с профессией – бакенщик).

Трудовая династия Стетюхи

Стетюха Анатолий Николаевич – главный специалист отдела навигационно-гидрографического обеспечения Таманского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»

В 1969 году Анатолий Николаевич окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе по специальности гидрография. В качестве военного инженера-гидрографа проходил службу в гидрографических подразделениях Черноморского флота, участвовал в многочисленных гидрографических экспедициях, в том числе в Антарктиду, в испытаниях новых типов боевых кораблей и научно-исследовательских судов, подводных лодок.

Принимал участие в демаркации линии государственной границы по рекам Прут, Тиса и Дунай. К окончанию службы судьба забросила Анатолия Николаевича на Таманский полуостров.

С 2000 года, после увольнения, А.Н. Стетюха возглавил участок СНО и гидрографии Морской администрации портов Темрюк и Кавказ.

С 2004 года работает главным специалистом в отделе навигационно-гидрографического обеспечения Таманского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

Стетюха Дмитрий Анатольевич (сын) – начальник отдела навигационно-гидрографического обеспечения Таманского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»

В 1993 году успешно окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова. Дмитрий, воспитанный на достойном примере своего отца, решил пойти по его стопам. Пройдя службу на боевых кораблях военно-морского флота и в гидрографической службе ВМФ России, накопил бесценный профессиональный опыт.

В 2004 году приступил к работе в Таманском управлении Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» в должности начальника отдела навигационно-гидрографического обеспечения.

Отец и сын Стетюхи выполняют важнейшую для предприятия задачу по обеспечению навигационно-гидрографической составляющей общей системы безопасности мореплавания. Проводят строительство и установку средств навигационного обеспечения для позиционирования судов при движении по акваториям морских портов и на подходах к ним, выполняют промеры глубин в акваториях морских портов для обеспечения их своевременного углубления и поддержания в заданных параметрах, снимают остаточную минную опасность в районах и на акваториях, где остались неразорвавшиеся боеприпасы времен ВОВ.

Благодаря слаженной работе и высокому профессионализму Анатолия Николаевича и Дмитрия Анатольевича была выполнена особо важная и значимая для России задача по созданию и развитию системы обеспечения судоходства в Керченском проливе. Был проведен комплекс работ по созданию, обустройству и развитию Азово-Черноморского судоходного канала.

Трудовая династия Скуратовых-Кирилаш-Малышевых

Малышев Александр Юрьевич – главный диспетчер диспетчерской службы Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» – водник в третьем поколении.

Родился 18 декабря 1976 года. В 1996 году. окончил Ростовское речное училище по специальности «техник-судоводитель», отделение «Морское судовождение».

В 2004 году окончил Волжскую государственную академию водного транспорта по специальности «экономист-менеджер».

Трудовую деятельность начал в 1995 году мотористом-рулевым в ОАО «Ростовский порт».

По окончании службы в вооруженных силах Российской Федерации (1996-1997 годы.) работал на судах АЧП ОАО «Волготанкер».

В 2000 году работал старшим диспетчером ОАО «Донречфлот».

С 2000 по 2011 год – занимал должности главного специалиста по движению флота – старшего инженера – диспетчера, главного диспетчера Службы управления движением флота ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС», также исполнял обязанности начальника Государственной лоцманской службы ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС».

С августа 2011 года по настоящее время работает главным диспетчером диспетчерской службы Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». В 2011–2013 гг. исполнял обязанности начальника лоцманской службы Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». С декабря 2017 года совмещает основную работу с преподавательской деятельностью в ГБПОУ РО «Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта» (предметы: «Автоматизированные системы управления» (АСУ), «Информационное обеспечение перевозочного процесса» (ИОПП)).

Имеет ведомственные поощрения и награды.

Малышев Александр Александрович (дед), 1922 г.р., участник Великой Отечественной войны. С 1949 по 1985 год работал в Ростовском речном порту. За время работы прошел путь от кочегара до инженера-конструктора, заместителя начальника ремонтно-механической мастерской. Имеет авторское свидетельство на изобретение, множество удостоверений на рационализаторские предложения по усовершенствованию старой и внедрению новой портовой техники и различных механизмов. Был неоднократно поощрен и премирован руководством порта. Активно занимался общественной деятельностью. Стаж работы в порту 36 лет.

Малышев Юрий Александрович (отец), 26.03.1945 г.р., окончил завод – ВТУЗ по специальности инженер-механик. До службы в армии и после службы до 1974 года работал на заводе «Красный Аксай». В 1974 году зачислен в технический отдел Ростовского порта Волго-Донского речного пароходства инженером-конструктором. До 1983 года работал в порту на инженерных должностях: старшим инженером-конструктором техотдела, старшим мастером ремонтно-механической мастерской, инженером-механизатором 2-го грузового района Ростовского речного порта, групповым механиком погрузочно-разгрузочных механизмов, заместителем начальника 3-го грузового района порта. В 1983 году уволился по собственному желанию. За многочисленные рацпредложения, внедрение новой техники и передовых технологий, а также за высокие показатели в республиканских и бассейновых соревнованиях многократно поощрялся и премировался руководством порта. Стаж работы в Ростовском речном порту 9 лет.

Малышева Яна Валерьевна (Кирилаш) (жена), 12.05.1979 г.р., водник в четвертом поколении.

В 1998 году окончила Ростовское речное училище по специальности «экономика, бухгалтерский учет и контроль на водном транспорте», в 2004 года окончила Волжскую государственную академию водного транспорта по специальности «экономист-менеджер», в 2008 году окончила Южный федеральный университет по специальности «юриспруденция».

С декабря 2011 года по настоящее время работает в Азовском бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт». Прошла трудовой путь от ведущего юрисконсульта до начальника юридического отдела службы правового обеспечения, имущественных и земельных отношений. Совмещает работу с преподаванием в ГБПОУ РО «Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта» предмета «Организация пассажирских перевозок на водном транспорте».

Имеет благодарность директора Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», а также диплом I слета трудовых династий предприятий Волго-Донской межрегиональной профсоюзной организации.

Скуратов Александр Иванович (прадед жены), 07.10.1908 г.р., окончил Киевский речной техникум. Работал капитаном на судах Верхнего Дона ВДРП, капитаном-наставником. Одному из первых работников пароходства вручен Орден Ленина.

Скуратов Лев Александрович (дед жены), 29.07.1931 г.р. В 1952 году по окончании Горьковского речного училища был распределен в Волго-Донское речное пароходство на должность капитана пассажирского т/х «М-67». Был назначен караванным капитаном при перегоне новых пассажирских судов «М-67», «М-77», «М-78», «М-55» с завода «Красное Сормово» в Ростов-на-Дону. Далее занимал командные должности на судах Ростовского речного порта, РЭБ «Красный флот», «Бассейнового узла связи и радионавигации ВДРП».

Общий трудовой стаж на флоте 31 год. За высокие показатели и успешную работу неоднократно поощрялся и премировался руководством.

Скуратова Генриэтта Ивановна (Савченко, дев. фамилия Герасимова) (бабушка жены), 05.11.1930 г.р., окончила Московский речной техникум. С 1952 года работала в управлении Волго-Донского речного пароходства и Ростовского порта ВДРП. Занимала должности от инспектора отдела кадров до инженера первой категории отдела кадров. В период трудовой деятельности была избрана нештатным инспектором комитета народного контроля. В 1989 году вышла на пенсию.

Трудовой стаж в Волго-Донском пароходстве 37 лет. За добросовестную и успешную работу поощрялась и премировалась руководством, в настоящее время активно занимается общественной деятельностью в совете ветеранов Пролетарского района г. Ростова-на-Дону.

Маслов Валерий Николаевич (брат бабушки жены), 1939 г.р., окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта по специальности «инженер-судоводитель». По распределению был направлен в Запорожье, где работал капитаном на скоростных судах.

Соломатин Петр Тимофеевич (дядя бабушки жены), 1915 г.р., окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта, инженер-судоводитель. Участник Великой Отечественной войны. После войны окончил Ленинградский институт водного транспорта, направлен в порт Чарджоу заместителем начальника порта. Далее был назначен заместителем начальника порта Котлас Архангельской области.

Кирилаш Наталья Львовна (Скуратова) (мама жены), 22.07.1954 г.р., окончила Ростовское речное училище по специальности «механик судоремонтник», Горьковский институт инженеров водного транспорта.

В 1971 году принята на работу в Ростовский порт ВДРП таксировщиком. Далее работала агентом по заказу билетов речного вокзала, дежурным по речному вокзалу, сменным помощником начальника речного пассажирского вокзала. В настоящее время продолжает работать в ОАО «Донинтурфлот» оператором службы безопасности. За многолетний и добросовестный труд в системе водного транспорта имеет поощрения и благодарности от руководства предприятия. Трудовой стаж 47 лет.

Пятикова Елена Львовна (Скуратова) (тетя жены), 22.04.1959 г.р., окончила Горьковский институт инженеров водного транспорта. С 1983 по 2000 год работала на речном вокзале дежурным по вокзалу, сменным помощником начальника вокзала.

Херсонский Евгений Михайлович (дядя жены), 1955 г.р., окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта, «Инженер электромеханик», работает электромехаником на пассажирских судах Московского речного пароходства.

Кирилаш Виталий Валерьевич (брат жены), 23.12.1974 г.р., в 1994 году окончил Ростовское речное училище по специальности «техник-судомеханик». С 1997 по 2003 год работал на судах плавания «река-море». Затем перешел на береговую работу в БПУ «Моряк» мастером участка ИСС, с 2007 года работает в ООО «Росмортранс» диспетчером, начальником отдела диспетчеризации, заместителем директора.

Общий трудовой стаж династии на предприятиях водного транспорта более 100 лет.

Трудовая династия Наддачиных-Шкурко

Наддачин Анатолий Владимирович, заведующий хозяйством службы эксплуатации железнодорожного паромного комплекса Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

Родился 30 сентября 1957 года в дер. Подъельное Фурмановского р-на Ивановской области.

В 1975 году поступил в Ярославское высшее зенитно-ракетное командное училище, по окончании которого с 1979 года проходил службу на офицерских должностях в войсках ПВО страны. В 2001 году уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям с выслугой более 25 лет.

С 2001 по июнь 2006 года работал инженером по ремонту медицинского оборудования в госпитале Балтийской военно-морской базы.

8 июня 2006 года принят в штат службы эксплуатации железнодорожного паромного комплекса на должность сменного диспетчера группы эксплуатации подъемно-переходного моста.

С 2007 по март 2018 года работал ведущим электромехаником ремонтной группы службы эксплуатации железнодорожного паромного комплекса. Имеет большой опыт в эксплуатации и обслуживании сложного программного обеспечения автоматизированных рабочих мест различного назначения (система управления подъемно-переходным мостом, система управления комплекса технических средств безопасности, программа для грузового склада «Мастер СВХ» и др.).

В марте 2018 года назначен на должность заведующего хозяйством службы эксплуатации железнодорожного паромного комплекса.

Неоднократно поощрялся за многолетний и добросовестный труд грамотами ФГУП «Росморпорт», правительства Калининградской области.

Свой опыт и знания в управлении программным обеспечением работы грузового склада отец передает дочери.

Шкурко (Наддачина) Юлия Анатольевна (дочь) – специалист грузового склада службы эксплуатации железнодорожного паромного комплекса Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

Родилась 6 марта 1983 года в пос. Заветы Ильича Хабаровского края. В 2001 году окончила школу в г. Приморске Калининградской области. По окончании школы обучалась с 2001 по 2004 годы в лицее № 10 г. Калининграда по специальности «юрист среднего звена». С 2004 по 2008 год работала секретарем-делопроизводителем в воинской части Минобороны России.

С сентября 2008 года работает в Калининградском управлении Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» в должности специалиста грузового склада службы эксплуатации железнодорожного паромного комплекса.

Трудовая династия Огаревых-Шишмариных

Огарева Елена Александровна родилась 23 июля 1975 года в г. Новошахтинске Ростовской области. В 1999 году окончила Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ), получив специальность инженера-гидрогеолога со специализацией геоэколога.

Трудовую деятельность Елена Александровна начала с должности секретаря-референта ООО «Ростовтрансфлот» в феврале 2001 года. С августа 2002 года по август 2010 года работала инженером-экологом в ФБУ «Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ныне ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей»). С августа 2010 года переведена на должность ведущего специалиста сектора охраны окружающей среды Ростовского филиала ФГУП «Росморпорт». С апреля 2014 года является главным специалистом сектора охраны окружающей среды Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

В ее обязанности входит осуществление контроля над соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, осуществление деятельности, способствующей снижению вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье работников.

Имеет благодарность и грамоты директора Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». В 2015 году за достигнутые трудовые успехи, высокий профессионализм, большой личный вклад в развитие ФГУП «Росморпорт», приказом Генерального директора ФГУП «Росморпорт» занесена на доску почета.

Принимает активное участие в общественной жизни, культурно-массовых и спортивных мероприятиях. В июне 2016 года избрана членом профсоюзного комитета Первичной профсоюзной организации Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Волго-Донской межрегиональной профсоюзной организации Профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации. В 2017 году награждена Почетной грамотой за активную работу в профсоюзе и в связи со 100-летием со дня образования Профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации.

Станислав и Александр Огаревы (сыновья) – активно участвуют во всех культурно-массовых мероприятиях, организованных ФГУП «Росморпорт», имеют грамоты, благодарности и поощрительные подарки профсоюзного комитета и директора Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» за ежегодное участие в конкурсах.

Старший сын Станислав продолжает дела династии речников и моряков, учится на втором курсе Института водного транспорта имени Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» в г. Ростове-на-Дону.

Династия Огаревых начала свою трудовую деятельность еще в годы Великой Отечественной войны.

Огарев Михаил Александрович (муж)

Родился 2 января 1975 года в г. Ростове-на-Дону. В 1997 году закончил Северо-Кавказскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону) по специальности менеджер – экономист государственного и муниципального управления. С 2000 года по 2004 год обучался в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

В период с 1996 по 1999 года работал в должности инженера-диспетчера ФБУ «Азово-Донское ГБУВПиС» (ныне ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей»).

С 1999 по 2002 год возглавлял компанию ООО «Ростовтрансфлот». С 2002 по 2007 год занимал должности главного специалиста отдела внешних связей и инвестиций, а затем начальника службы связи и радионавигации ФБУ «Азово-Донское ГБУВПиС». Принимал участие в подготовке презентаций проектов «Строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла на реке Дон» (2003 г.), «Создание современной системы связи в границах Азово-Донского бассейна» (2005 г.), «Разработка проекта, строительство, запуск и наладка станции ГЛОНАСС в границах Азово-Донского бассейна» (2006 г.).

Имеет знак «Отличник речного флота» и благодарности руководства.

Огарев Василий Иванович (дед мужа)

Известный на Нижнем Дону водник Огарев Василий Иванович родился 12 октября 1926 года в многодетной крестьянской семье в Приволжском районе Саратовской губернии. Раннее детство Василия Ивановича пришлось на трудные послереволюционные годы и годы гражданской войны в России. В голод начала 30-х годов, разразившийся в Поволжье, он потерял родителей, старших братьев и сестер. В шестилетнем возрасте был определен в один из детских домов г. Баку, в Азербайджане.

По окончании семилетки, мечтая стать моряком, поступил в Бакинскую школу мореходного ученичества, которая готовила кадры рядового состава для работы на судах Каспийского пароходства.

В годы Великой Отечественной войны молодой матрос Огарев был направлен в танкерный флот Каспия, доставлявший топливо и снабжение для фронта из Баку, Красноводска, иранских портов, в Астрахань.

По окончанию ВОВ, в годы послевоенного восстановления страны, В.И. Огарев продолжил работать на судах Каспийского пароходства и нефтедобывающей организации «Каспнефтефлот» помощником капитана и капитаном.

В 1961 году В.И. Огарев с женой и 2 детьми переехал из Баку на Дон, где активно развивалось судоходство на внутренних водных путях, началось строительство новых портов на Нижнем Дону, в т.ч. Усть-Донецкий, Волгодонский и др.

В Волго-Донском пароходстве В.И. Огарев продолжил трудовую деятельность капитаном теплохода «ОС-1», на котором проработал до ухода на пенсию в 1986 году. Экипаж его судна систематически выполнял плановые задания, работал безаварийно, слаженно и чётко.

Товарищи по работе, руководство Усть-Донецкого порта, подчиненные В.И. Огарёва одинаково тепло отзывались о его человеческих и профессиональных качествах, уважительно относились к нему. Он принимал активное участие в общественной жизни коллектива порта, продолжительное время возглавлял Совет капитанов. Обладая хорошими качествами учителя, подготовил целую плеяду высококвалифицированных судоводителей – командиров транспортного и вспомогательного флота.

Добросовестный и самоотверженный труд В.И. Огарева отмечен высокими государственными наградами: медалями «За доблестный труд»; «За трудовое отличие»; «Ветеран труда»; «300 лет Российскому Флоту» и другими наградами и знаками.

Ушел из жизни В.И. Огарев в 2003 году, в возрасте 76 лет, оставив о себе светлую память в сердцах людей и добрые дела в наследство живущим. Его сын и внук продолжили трудовую династию.

Огарев Александр Васильевич (отец мужа), родился 31 января 1950 года в г. Баку Азербайджанской ССР. В 1969 году окончил Ростовское речное училище по специальности «Судовождение на ВВП», в 1977 году – Горьковский институт инженеров водного транспорта по специальности «Эксплуатация водного транспорта», в 1995 году – Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Кандидат политических наук.

С 1969 по 1972 гг. служил в рядах Военно-Морского Флота. После службы, в 1972 году, женился на Татьяне Шамрай. В январе 1975 года родился сын Михаил.

Трудовую деятельность А.В. Огарев начал в 1972 году мотористом-рулевым Усть-Донецкого порта. С 1972 по 1990 году работал в Волго-Донском речном пароходстве в должностях инженера-диспетчера, заместителем начальника службы портов, начальником отдела пассажирских перевозок. По его инициативе в 1980 году судами типа «Комета» организована активно востребованная населением Дона, Приазовья и Крыма пассажирская скоростная линия Ростов-Керчь.

С 1990 по 1992 год – заместитель председателя горисполкома г. Ростова-на-Дону. С 1992 по 1993 год – заместитель главы, с 1993 по 1996 гг. – первый заместитель главы администрации г. Ростова-на- Дону.

При его непосредственном участии организовано ФБУ «Азово-Донское ГБУВПиС» (ныне ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей»), которое он возглавлял с 1996 по 2008 годы.

В 1996 году А.В. Огарев принимал активное участие в организации круглогодичной работы Ростовского и Азовского речных портов. В 1998 году принимал участие в подготовке распоряжения Правительства России об открытии Ростовского речного порта международного грузового сообщения и установлении в нем пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Много сил и энергии он отдавал обеспечению эффективного государственного регулирования и государственного надзора, решению социальных вопросов в Азово-Донском бассейне.

При его активном участии в 2004 году начато строительство второй нитки шлюза Кочетовского г/у на р. Дон. В июле 2008 года новый шлюз был сдан в эксплуатацию, что позволило значительно увеличить пропускную способность водного пути на Нижнем Дону.

В марте 2008 года А.В. Огарев избран депутатом Законодательного Собрания Ростовской области, в апреле 2009 года назначен Главой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону.

С 2012 года А.В. Огарев занимается общественной деятельностью. В настоящее время он возглавляет Совет Некоммерческого Партнерства «Водный транспорт Дона».

Труд Александра Васильевича отмечен государственными и отраслевыми наградами, в т.ч. Орденом «Дружбы Народов», медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II-й степени, «300 лет Российскому Флоту», знаком «Почетный работник транспорта», Правительством Ростовской области награжден Дипломом «Человек года 2017» в сфере Водного транспорта и др.

Огарева (Шамрай) Татьяна Степановна (мать мужа) родилась 3 ноября 1949 года в Веселовском районе Ростовской области. С золотой медалью окончила Семикаракорскую среднюю школу. В 1972 году закончила механико-математический факультет Ростовского государственного университета с дипломом специалиста по прикладной математике.

С января 1994 года работала в Волго-Донском речном пароходстве в должности ведущего инженера отдела программирования. С марта 1997 года являлась программистом ЭВМ в ФБУ «Азово-Донское ГБУВПиС» (ныне ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей»). Товарищи и коллеги по работе всегда отзывались с уважением, характеризовали ее, как трудолюбивого, терпеливого и спокойного человека, способной в любой момент оказать помощь. В 2005 году вышла на пенсию.

За время трудовой деятельности неоднократно была отмечена благодарностями от руководства, имеет медаль «300 лет Российскому Флоту», знак «Отличник речного флота» и др.

Шишмарина Любовь Николаевна (мать)

Шишмарина Любовь Николаевна родилась в г. Новошахтинске Ростовской области 11 января 1955 года.

В 1985 году окончила Шахтинский технологический институт по специальности «бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности». В 1999 году окончила Южно-Российский гуманитарный институт по специальности «юриспруденция».

Свою трудовую деятельность начала с 1972 года в городе Иванове. С 1975 по 1992 год работала в должности экономиста в системе легкой промышленности, с 1992 по 1996 год возглавляла Фонд Имущества в должности председателя фонда имущества Городской администрации г. Новошахтинска, с 2002 по 2005 год работала в Благотворительном Фонде «Глория» в должности менеджера по социальным вопросам.

С января 2006 года была принята на должность главного специалиста по оперативной и организационно-хозяйственной деятельности в службу капитана порта Ростов-на-Дону ФБУ «Азово-Донское ГБУВПиС».

В 2009 году переведена на должность инспектора по кадрам в Ростовский филиал ФГУ «АМП Таганрог» (ныне ФГБУ «АМП Азовского моря»). В настоящее время работает ведущим специалистом по работе с персоналом в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Администрация морских портов Азовского моря».

За период трудовой деятельности в системе водного транспорта зарекомендовала себя ответственным и исполнительным работником, любящим свою работу. Была отмечена Благодарностью Минтранса России, почетными грамотами.

Трудовая династия Огаревых награждена дипломом Председателя Волго-Донской Межрегиональной Профсоюзной Организации за долголетний стаж работы на водном транспорте Российской Федерации, который составляет более 100 лет.

В поселке Пятиморск Калачевского района Волгоградской области 15 октября 2015 года заложена аллея в честь I слета трудовых династий организаций Волго-Донской межрегиональной профсоюзной организации, где растет дерево, посаженное трудовой династией семьи Огаревых.

Морской словарь

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Артель - объединение матросов в целях организации питания из общего котла, за счет положенных
им на продовольствие денег. Хозяйством артели ведал артельщик, избираемый солдатами или
матросами. Артельщик утверждался старшим офицером корабля.

Адмиральский час - «послеобеденный сон». Традиция не является официальной, однако
относительно широко распространена среди личного состава флота.

Анкерок - дубовый бочонок емкостью 25 л, предназначенный для хранения пресной воды. К
пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. При авариях анкерки могут использоваться
как спасательные средства.

Андреевский флаг - главный корабельный кормовой флаг Российского флота. Он представляет
собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют
наклонный крест, названный Андреевским.История Андреевского флага в качестве морского флага
России начинается в эпоху Петра I. Он лично работал над его созданием и перепробовал множество
вариантов. Петр I утвердил Андреевский флаг военно-морским флагом России. Это случилось 11
декабря 1699 года. С тех пор крестовый стяг стал символом и свидетелем морских побед России.
Традиционным напутствием перед боем было: «С нами Бог и Андреевский флаг».
После событий 1917 года крестовый стяг на кораблях белогвардейцев продолжал развеваться до
октября 1924 года. Андреевский флаг был вновь введен во флоте России в 1992 году, используется

Акватория - участок водной поверхности.

Автономность - длительность плавания без пополнения запасов.

Аврал - работа на корабле, в которой принимает участие вся команда. Во время аврала командует старший офицер.

Авария - повреждение судна или груза.

Абордаж - морской бой, при котором суда противников сходятся вплотную и сцепляются для рукопашной схватки. Взять на абордаж - захватить судно противника, ворвавшись к нему на борт.

Бушприт - горизонтальное или наклонное дерево, выдающееся с носа судна.

Бухта - 1 Небольшой залив.2.Трос, свернутый кругами, или снасть, уложенная в круги. «Из бухты
вон!» — приказание отойти от каната перед отдачей якоря.

Бурун - отбой и прибой волны между камнями или к берегу и от берега.

Буксировать - тащить за собою другое судно на толстой веревке, называемой буксиром.

Буек - поплавок и спасательный круг.

Броненосец - судно, защищенное броней.

Бриг - двухмачтовое парусное судно с прямым парусным вооружением.

Брезент - сшитые вместе полотна парусины.

Брашпиль - горизонтальный ворот, употребляемый для подъема якоря, а также для швартовки
судна.

Брас - снасть бегучего такелажа, посредством которой ворочают реи. Брасы принимают названия
тех реев, к которым они прикреплены (грота-брасы, фока-брасы, грот-марса-брасы, фор-марса-
брасы).

Брандвахта - караульное судно на рейде или в гавани.

Бот - одномачтовое судно. Лоцманский бот — бот, на котором лоцман выходит в море для встречи
судов.

Борт о борт - сближение двух судов, когда они почти касаются друг друга.

Борт - сторона или бок судна.

Боканцы - деревянные или железные брусья по бокам судна, на которых висят шлюпки

Беседка - деревянная доска, служащая сидением при подъеме людей на мачты, а также при спуске
за борт.

Береговые ветры (бризы) - ветер, дующий с суточной периодичностью на побережьях морей,
больших озёр и некоторых крупных рек. Меняет направление дважды в сутки: днем с моря, а ночью
с берега.

Батарея - на судне так называется палуба, на которой стоят орудия.
Бейдевинд – курс, при котором направление движения судна составляет от 10° до 80° с
направлением ветра; ветер дует спереди сбоку.

Барашки или зайчики - белые верхушки у волн.

Банка - сиденье для гребцов.

Вытравить канат - выпустить канат в воду

Выстрел - рангоутное дерево, служащее для постановки нижних лиселей. Во время якорной
стоянки на выстрелах держатся привязанные на концах шлюпки.

Вымпел - узкий и длинный флаг, поднимаемый на брам-стеньге.

Вымбовка - рычаг, деревянный длинный брусок, который вкладывается в вырезки шпиля. Вымбовки служат для вращения шпиля.

Выйти на ветер - выйти на ту сторону, в которую дует ветер.

Выгребать - подвигаться с трудом на веслах вперед.

Выбрать конец - вытянуть конец (веревки), поданный или брошенный на судно или на шлюпку.

Выбленки - тонкий трос поперек вант, составляющий лестницу, по которой поднимаются матросы
для работ на марсах и реях.

Встать на якорь - бросить якорь.

Вперед смотреть! - приказание, отдаваемое часовым, с вахты; для возбуждения их внимания.

Вооружать судно - оснастить его, снабдить артиллерией и всем необходимым для плавания.

Волнение - колебание воды от действия ветра. Образующиеся выпуклости называются валами или
волнами. Неправильное волнение называется толчеей.

Водоопреснительный аппарат - аппарат на судне, служащий для опреснения забортной соленой воды.

Водоизмещение - вес воды, выдавливаемой судном при углублении его по грузовую ватерлинию.

Винт - двигатель, помещаемый за кормой парового судна.

Весло - деревянное орудие для гребли. Части весла: валек (от уключины до рукоятки), рукоятка
(место, за которое гребец держится руками) и лопасть (часть, погружаемая в воду). По роду гребли
весла бывают распашные, когда на банке сидит один гребец, и катерные, когда на каждой банке
сидит по два гребца. «Суши весла!» — команда, по которой гребцы, не вынимая весел из уключин,
держат их в горизонтальном положении, лопастями параллельно воде.

Верп - небольшой якорь, употребляющийся преимущественно для завозов.

Вельбот - шлюпка, имеющая нос и корму острые; она имеет пять, шесть распашных весел и,
смотря по тому, для кого служит, получает название адмиральского, капитанского пли офицерского
вельбота.

Вахтенный (или шканечный) журнал - шнуровая книга, в которую заносятся все события из
жизни судна и лиц на нем плавающих, случаи сношения с другими судами и вообще все
обстоятельства плавания (курс, направление и сила ветра, ход, крен, температура воды, высота
барометра, состояние погоды, моря и неба, обороты винта, дрейф, паруса, под которыми идет судно
и т. п. Подписывается вахтенным начальником.

Вахта - особый вид дежурства на кораблях (судах), требующий непрерывной бдительности и
неотлучного пребывания на посту с целью обеспечить управление кораблем и его механизмами,
наблюдение за обстановкой, применение оружия при внезапном нападении противника и
поддержание порядка на корабле. Сутки на военных кораблях делятся на 5 или 6 вахт. По времени
вахты различаются на дневные и ночные. Сменившиеся с вахты называются подвахтенными.

Гюйс - флаг, ставящийся на военных судах на бушприте, когда судно стоит на якоре.

Грунт - дно моря, реки, озера, океана.

Грот - нижний парус грот-мачты.

Горизонт - окружность круга, на котором небо кажется сливающихся с землей или с водой, и
дальше которого уже ничего не видно, если смотреть на небо с моря или с обширной равнины.
«Кто гребет?» — оклик проходящей мимо судна шлюпки или подходящей к нему шлюпки. На это со
шлюпки отвечают: «Мимо!» — если она не пристает к борту, или: «Мматрос, офицер с такого-то
судна!»

Гордень у паруса - снасть, которою парус подтягивается к рею.

Галанка или голландка - верхнее платье матроса. Род блузы из фланели или парусины. В русском
флоте шьется из серой парусины.

Гичка - легкая, узкая и длинная шлюпка с тупой кормой.
Гнать к ветру — идти бейдевинд, как можно круче.

Гитовы - снасти, которыми убираются паруса. Взять на гитовы — подобрать парус гитовами.

Гарпун - небольшое железное копье, надеваемое на древко. Употребляется для ловли китов и
другой большой рыбы.

Гандшпуг - палки, спица, всякий деревянный или железный рычаг.

Гальюн - на современных судах так называют помещение, где команда может отправить
естественные надобности, а также оборудование для удаления за борт продуктов жизнедеятельности.

Галфвинд - (нидерл. halve wind), или полветра - курс, при котором угол между направлением ветра и
направлением движения судна составляет примерно 90 градусов.

Галс - веревка, удерживающая на должном месте нижний наветренный угол паруса.

Галета - морской сухарь; выпекается из ржаной или пшеничной муки и употребляется в плавании
вместо хлеба.

Гавань - удобное, защищенное от ветра место у морского берега, приспособленное для стоянки и
причала судов

Делать столько-то миль в час, в сутки - проходить это число миль.

Дымовая труба - труба из машины, в которую выходить дым из топки после того, как он пройдет
по дымогарным трубкам и поступит в дымовый ящик.

Лечь в дрейф - расположить паруса таким образом, чтобы от действия ветра на одни из них судно
шло вперед, а от действия ветра на другие — пятилось назад. Во время лежания в дрейфе судно
попеременно то идет вперед — восходит, то пятится назад — нисходит.

Дрейф - отклонение от пути. Всякое судно, идя бейдевинд, кроме наступательного движения,
имеет боковое, по направлению ветра; это последнее называется дрейфом.

Долгота и широта - географические координаты, определяющие положение неподвижной или
движущейся точки на земной поверхности. Широта определяется углом между плоскостью экватора
и отвесной линией, проходящей через данную точку, и измеряется дугой меридиана от экватора до
данной точки от 0 до 90° к Северу и Югу от экватора (северная и южная широта). Долгота
определяется углом при полюсе между плоскостями меридианов начального и данной точки и
измеряется дугой экватора между этими же меридианами. Долготы к Воскоку от начального
меридиана (гринвичского) называются восточными (от 0 до 180°), а к 3ападу от начального
меридиана — западными (от 0 до 180°). Счет долгот может быть как в градусной, так и в часовой
мере (от 0 до 12 ч).

Док - канал, который может быть осушаем; в него вводят суда для починки.

Дождевик - пальто из непроницаемой ткани.

Двойка - двухвесельная малая шлюпка.

«Есть!» - слово, принятое во флоте вместо ответа «слушаю», «хорошо» и т. д.

Ендова́ - медная посуда с отливом в виде желобка, используемая для подачи напитков (пива, браги,
мёда, вина) на праздничный стол.

Зыбь - плавное волнение или колебание моря, бывающее обыкновенно или после ветра, или
предвещающее его приближение.

Зенит - точка на небе, находящаяся прямо над головой наблюдателя.

Зарываться - брать воду носом.

Запеленговать - определить направление по компасу.

Запасный такелаж, паруса, стеньги - предметы судового вооружения, отпускаемые в запас.

Залп - выстрелы, произведенные вдруг из нескольких орудий.

Залив - часть океана, моря, озера или другого водоёма, глубоко вдающаяся в сушу, но имеющая
свободный водообмен с основной частью водоёма. Среди заливов различаются: бухта, губа,
эстуарий, фьорд, лиман, лагуна.

Закрепить парус - обнести сезнями или концом после того, как парус взят на гитовы.

Загребной - гребец или гребцы, действующие первыми от кормы веслами.

Интрепель - холодное оружие вроде топора; употребляется при абордаже.

Идти - плыть на судне.

Курс - путь, по которому корабль плывет. Проложить курс — определить по карте направление, по
которому надо идти.

Кубрик - самая нижняя жилая палуба на корабле; ниже ее идет трюм.

Крюйт-камерный фонарь - фонарь, которым освещается крюйт-камера; их обыкновенно бывает 2
или 4 Зажигаются вне крюйт-камеры, в особых отделениях.

Крюйт-камера - погреб на корабле, где хранится порох; обыкновенно устраивается в подводной части корабля.

Крепление орудий по-походному - такое крепление, при котором орудия во время качки остаются неподвижными.

Крепить паруса - завертывать их или свертывать по реям, мачтам и проч., когда они были
распущены, т. е. поставлены или отданы.

Кренометр - инструмент для измерения крена. Состоит из свободно висящей медной стрелки,
вращающейся в центре дуги сектора; дуга разделена на градусы; середина обозначена нулем.

Крен - наклонение судна на бок.

Крейсерство - плавание отдельного судна или эскадры в определенном районе с определенной целью.

Кортик - ручное оружие, носимое всеми офицерами флота и корпусов.

Корсар - морской разбойник, грабящий коммерческие суда.

Корма - задняя оконечность судна; по форме бывает круглая, четырехугольная и заостренная.

Корвет - трехмачтовое военное судно с открытой батареей. По новой классификации военных судов такого типа более не существует.

Корабль - крупное морское судно. Адмиральский или флагманский корабль — корабль, на
котором находится адмирал. Флагман имеет своей флаг и местопребывание.

Компас - устройство, облегчающее ориентирование на местности путём указания на магнитные
полюса Земли и стороны света. Существуют несколько принципиально различных видов компаса:
магнитный компас, гирокомпас, астрономический компас, а также компасы, ориентирующиеся на
положение искусственных объектов: радиокомпас, спутниковый компас.

Койки наверх! - по этому приказанию скатанные койки выносятся наверх для укладки их в коечные сетки.

Койка - постель для матросов.

Сигнальная книга - книга, в которой в алфавитном порядке помещены все необходимые для
переговоров выражения, а также комбинация букв, по которой производится сигнал или номер для
ночных и туманных сигналов.

Клотик - довольно толстый точеный кружок, имеющий четырехгранное отверстие в центре,
которым надевается на флагшток или топ мачты. Он имеет два или три шкива для сигнальных фалов.

Клипер - судно, принадлежащее к самому быстроходному классу парусных судов. Клиперы имели
огромное количество парусов, которые редко убирались даже при штормовых ветрах.

Линь - тонкая веревка, трехпрядная, тоньше одного дюйма.

Лежать на боку - говорится о судне, когда оно наклонено.

Лайба - местное название деревянных парусных судов Балтийского бассейна с одной или двумя
мачтами для перевозки несрочных грузов. Эти лодки, до введения пароходов, употреблялись в
окрестностях Петербурга для перевоза дров, сена и т. д.

Лаг - прибор, предназначенный для измерения скорости судна и пройденного им расстояния.

Лавировать - идти по ломаной линии, ложась то на правый, то на левый галс бейдевинда.

Морской разбой или пиратство - разбирается по законам того государства, которому принадлежит судно, захватившее пирата.

Идти в море - говорится о судне, оставляющем порт.

Держаться в море (о судне) - не входить в порт по каким-либо причинам, например по случаю тумана, темноты и проч.

Мичман - первый офицерский чин в русском военном флоте.

Миля - единица измерения расстояния, используемая в мореплавании. Длина морской
мили, принятая в России, - 1852 метра. Это приблизительно 6080 футов. На практике морскую милю
считают равной 1800 м.

Мертвый штиль - такое состояние погоды, при котором вода представляет совершенно ровную,
гладкую поверхность.

Мертвый якорь - якорь или другой груз, положенный на каком-либо месте с поплавком или
бочкой. За последнюю привязываются суда, т. е. становятся на мертвый якорь.

Меридиан - линия пересечения земной поверхности условной плоскостью, проходящей через
Северный и Южный географические полюсы.

Маяк - сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он
служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью. На
отмелях, идущих далеко от берега, или на банках, ставят с этой же целью суда с фонарями,
называемые плавучими маяками.

Машинное отделение - помещение или помещения на судне, предназначенные для размещения
машин и механизмов, обеспечивающих его движение. Это «сердце корабля», где находится главный
двигатель, система вентиляции и освещения машинного отделения, газовая турбина, дизель-
электрическая, турбоэлектрическая и ядерная энергетические установки, гребной винт, гребное
колесо, паровая машина и др.

«Мачты рубить»! - команда на шлюпке убрать паруса и мачты.

Фальшивая мачта - временная мачта, устанавливаемая взамен потерянной или поврежденной
постоянной мачты.

Мачта - вертикальная конструкция, прочно прикрепленная к корпусу корабля. Мачты на парусных
судах являются основой для всего рангоута и такелажа (служат для постановки парусов). Первая
мачта от носа корабля называется фок-мачтой, вторая — грот-мачтой (может быть несколько мачт на
одном, например, 4—5-мачтовом, корабле), ближайшая к корме — бизань-мачта.

Мат - пеньковый ковер или коврик, употребляемый на судах для предохранения дерева или троса
от порчи, в местах, где они могут подвергаться трению, иногда же и для обтирания ног. бывает
тканый, плетеный и шпикованный.

«На марсе!» - оклик снизу, чтобы возбудить внимание марсовых.

Марса-фал - снасть, которой поднимается марсель.

Марсель - парус, который ставится между марса-реем и нижним реем.

Марс - площадка в верхней части мачты для наблюдения, установки прожекторов, навигационных
приборов, на парусных судах — для управления парусами.

Подпишитесь на рассылку

Будьте в курсе всех новостей