Обратная связь

ЗАХВАТЫВАЮЩЕЕ ЗРЕЛИЩЕ — ПОРТ

Существует множество важных вещей, без которых нашу жизнь нельзя представить себе и которые кажутся зачастую настолько обыденными, что мы не балуем их особым вниманием. Вот так и с морскими портами. В лучшем случае мы знаем, где они расположены, да и то нередко лишь приблизительно. Кое-кто, а таких людей немало, абсолютно убеждены, к примеру, что крупнейшие гавани мира — северные порты Западной Европы — расположены прямо на берегу моря. Между тем это вовсе не так. Увы, за исключением узкого круга специалистов обычно мало кого занимает вопрос, как организованы порты и в чем заключаются их функции.

С ПОРТОМ СТОИТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ ПОБЛИЖЕ

На Европейском континенте имеются порты, где в наши дни обрабатывается чуть ли не в 10 раз больше морских грузов, чем какие-нибудь 30 лет назад. В истории развития европейских портов, насчитывающей многие столетия, вряд ли найдется хотя бы один период, когда наблюдался бы близкий к такому рост грузооборота. Никогда прежде не предъявлялось столь жестких требований к тем, кто отвечал за развитие порта и его модернизацию: делая текущую работу сегодня, нужно предвидеть то, что станет необходимым завтра, предвидеть — и принять соответствующие меры.

Порты есть и всегда были чем-то значительно большим, нежели просто комплексом сооружений, используемых для перевозки грузов. Морской порт — сложный организм со всем многообразием присущих ему жизненных проявлений, место средоточия разнообразнейших функций человечества.

Морские порты всегда были крупными посредниками в общении народов между собой, а в стародавние времена — часто и единственными, поскольку путь посуху был тяжел, долог и не слишком эффективен.

Около 5 тысяч лет назад начал формироваться экономический и культурный регион Средиземноморья; культурный подъем последовал за экономическим: финикийцы на своих кораблях привозили из Ливана в Египет стволы кедра, а примерно в трехтысячном году до нашей эры египтяне научились строить корабли из досок; тогда-то гавани и стали теми воротами, у которых сходились пути сухопутные и морские. Издалека стекались сюда товары и вести, из краев знакомых и незнакомых. Через порты завязывались новые связи между далекими народами, и они делились друг с другом тем, что они могли бы отдать или рассказать. Корабли доставляли новости о других странах, других знаниях и ремеслах, привозили и самих чужеземцев. В те времена побережье Средиземноморья так и не удалось бы освоить, не знай человек, что такое корабль и порт. Без них нынешнее мировое хозяйство было бы просто немыслимо.

С тех незапамятных и великих для Средиземноморья времен, крупнейшими политическими центрами, как правило, становились морские порты: Александрия, Афины, Коринф, Рим (Остия), Карфаген, Византия, затем Генуя и Венеция, позже Лиссабон, Лондон, ганзейские города и столицы Скандинавских стран, еще позднее — центры Восточного побережья Северной Америки. Не одна война в истории велась ради того, чтобы страна получила выход к морю.

История морских портов — неотъемлемая составная часть истории человечества, а современные морские порты — узловые пункты мировой экономики. Поэтому стоит познакомиться с ними поближе.

Люди и целые страны нуждаются в обмене товарами, будь то сырье, полуфабрикаты или готовая продукция. Нуждаются они, очевидно, и в расширении морских перевозок.

Немалая доля грузов, прибывающих в порты, отправляется в глубь страны железнодорожным, автомобильным, воздушным, внутренним водным и трубопроводным транспортом. Всякое перемещение груза из одного пункта в другой удовлетворяет чей-то спрос, создает условия для жизни и работы людей. Но задумывается ли кто-нибудь над тем, что многие из этих внутренних перевозок либо предшествуют перевозке грузов морем, либо следуют за ней? Каждый день, каждый час по Земле нашей текут бессчетные потоки грузов, большие и малые, заметные и невидимые, тут — как из рога изобилия, там — скудные, а то и вовсе незначительные. Вряд ли у кого хватит фантазии, чтобы воочию представить себе всю эту беспокойную, переливчатую картину транспортных перемещений.

Лебе Карл. «Метрополии морей» 1982 г., издательство «Прогресс».

Вернуться к списку