Обратная связь

МНОЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — ЧТО ЭТО?

Знаете ли вы, что интеллект человека — это совокупность различных типов способностей к познанию.

Впервые о множественности интеллектов у каждого человека написал профессор Говард Гарднер, именно он и ввел этот термин в научный обиход. Так что же такое интеллект и на какие элементы он подразделяется?

Нам свойственно сравнивать людей по их способностям, но, если физические можно оценить даже невооруженным глазом, то природа умственных зачастую остается неведомой для нас — единственных существ, хотя бы подозревающих о существовании интеллекта. Поскольку интеллект — это способность к познанию, она играет большую роль в обучении. Многие из нас верят, что существует лишь один интеллект для всех, и с большим пиететом относятся к результатам тестов на определение его уровня, однако возможен и другой подход к пониманию интеллекта. Так, гарвардский профессор Говард Гарднер считает неправильным представлять свой уровень интеллекта в виде определенной ступени на лестнице познания и видеть других людей только впереди или позади себя, но на том же самом пути.

Согласно теории Гарднера, единого пути к познанию для всех быть не может, но каждый может получить его в полной мере, пройдя своим, особенным путем. Поскольку этот подход отрицает единообразие интеллекта для всех, его называют «теорией множественного интеллекта».

Гарднер уделяет большое внимание природе интеллекта, который может характеризовать способности человека вообще, особенности его интересов и умение справиться с конкретной задачей.

Интеллект каждого человека состоит из нескольких элементов (музыкальный, телесно-кинестетический, логико-математический, языковой, пространственный, межличностный, внутриличностный, естествоиспытательный и экзистенциальный), и их сочетание уникально для каждого человека. Если у одного человека сильнее выражен музыкальный интеллект, а у другого — логико-математический, это не означает, что кто-то из них не сможет понять великолепия музыки Баха — оно доступно для каждого из них в равной степени, просто прийти к нему придется разными путями.

Интеллект в этом понимании (и каждый из его элементов) заложен в нас таким изначально, и не изменяется с возрастом и опытом, хотя под влиянием культуры он может укореняться в нас и приучаться к решению каких-то конкретных задач.

Фактически, общество влияет не на то, как выглядит наш интеллект, а на то, как мы будем им пользоваться — ведь это инструмент для решения практических задач, и прежде всего — обработки информации.

Для каждого элемента нашего интеллекта привычнее будет анализ определенного вида информации, а ее отсутствие не выведет его из спячки. Так, если нам не с кем будет общаться, то мы не сможем в полной мере воспользоваться межличностным интеллектом, как бы хорошо он ни был у нас развит.

Основные заключения теории Гарднера можно свести к следующим:

  1. Каждый из нас обладает полным набором интеллектов, и это делает нас людьми.
  2. Интеллектуальный профиль (конкретный набор интеллектов) различен даже у близнецов.
  3. Обладание каким-либо интеллектом не подразумевает его полноценного использования.
Вернуться к списку